Закрыть меню

Возникновение села Афанасьево и многих других поселений Измалковского района связано со строительством г. Ельца и формированием Елецкого уезда в конце XVI – начале XVII вв.

Русское правительство приняло решение о строительстве елецкой крепости после крупного набега на Москву крымского хана Казы – Гирея в 1591 году. В разрядной книге 1475 – 1605 гг. было записано, что «того же году (1591/92), зимой, послал государь воеводу своего князя Ондрея Дмитриевича Звенигороцкого, а велел ему государь поставить об Крымские украины на поле город Елец, и князь Звенигороцкой на Ельце город по госудереву указу поставил» Первые строители крепости – стрельцы и казаки – пришли на елецкое городище «на Рождество Христово» 7100 года, то есть 25 декабря 1591 года

По распоряжению правительства в окрестностях Ельца первоначально следовало поместить 200 детей боярских из числа неслужилых родственников. Им определяли поместные оклады и денежное жалованье: первой статье – 200 четвертей «в поле», 6 рублей в год, второй статье – 150 четвертей «в поле», 5 рублей в год, третьей статье – 100 четвертей «в поле», 4 рубля в год

В 1593 – 1594 годах дети боярские стали получать землю в соответствии с их окладами. На этих землях они могли строить дворы и заниматься хозяйством. На время устройства дети боярские освобождались от «городового дела» Отвод земель детям боярским в 1593 – 1594 годах помогли началу формирования Елецкого уезда.

С этого времени начинается история села Афанасьево и многих других сёл и деревень Измалковского района, основанных на территории Воргольского стана Елецкого уезда в конце XVI – начале XVII вв. Кроме Воргольского стана в состав уезда входили Елецкий, Засосенский и Горуслановский станы.

Афанасьевцы знают, что у села есть ещё одно название – Короткое. Происхождение этого названия никто не знает. Иногда удивляются явному несоответствию этого названия реальной действительности: протяжённость села почти 5 км. Почему же тогда короткое? Ответ на этот вопрос дают записи в «отдельной книге елецким служилым людям 1593 – 1594 гг.»

о поместных окладах детям боярским: Юрию Малявину, Ивану Щукину, Андрею Очюневу, Алексею Измалкову.

Эти люди получили земли у Короткого Колодезя: «За Юрием за Малявиным дикое поле на сеноглять ядучи от Ельца по Новосильской дороге за Ворглом против Хомутова леса ниже Короткого колодезя выше Рябинки под Радушкиным лесом на сто чети в поле…» Знакомые для Афанасьевцев места! Несомненно, что своё название село получило от Короткого колодезя. Колодезем в XVI –XVII веках называли ручей или родник. Он и теперь течёт там же, где и 400 лет назад. Его видели все, кто проезжал по трассе «Елец - Орёл». Трасса пересекает глубокий овраг перед въездом в село Афанасьево со стороны Ельца. По дну оврага течёт ручей. Это и есть Короткий колодезь. Афанасьевцы называют это место Короткое, никак не связывая название с ручьём. Это единственное место в селе (вернее за селом), которое сохранило старинное название села. Слово «колодезь» затерялось где – то в веках, изменив своё первоначальное значение. Даже в толковом словаре Владимира Даля (XIX век) все варианты колодезя связаны с колодцем, а не с ручьём или родником.

А начинается вышеупомянутый овраг в центре села Афанасьево, в районе офиса врача общей практики. Здесь брал своё начало ручей Короткий: из под земли бил мощный родник. Овраг проходит вдоль села (теперь здесь несколько прудов), выходит за село, в Коротком пересекает трассу Елец – Орёл и устремляется к реке Воргол, пополняя её родниковой водой Короткого колодезя. Неудивительно, что в XVII веке, в названиях четырёх деревень присутствует название ручья. Деревня «Короткое», «Козеево тож» - первое поселение села Афанасьево, было основано в стороне от оврага.

По всей вероятности ручей Короткий оказался ближайшим и единственным ориентиром, определившим название этой деревни. Вдоль оврага на расстоянии около одного километра последовательно друг от друга располагались ещё три поселения. Ниже всех (по течению ручья) – деревня Большая Короткая. По платёжной книге Елецкого уезда 1620 года – «Село Афанасьевское, что была деревня Короткая Большая». Выше по оврагу находилась деревня Средняя Короткая. У самого истока Короткого колодезя была основана деревня Верхняя Короткая. В каждой из деревень было от 4 до 7 дворов. В документах XVI века чаще всего встречается двойное название села. По переписной книге 1646 года оно звучит так: «Село Афанасьевское, где была деревня Короткая Большая под Радушкиным лесом на Коротком колодезе…».

Во все времена люди старались поселиться ближе к воде. Село Афанасьево было основано в чистом поле (тогда «дикое поле»), на приличном расстоянии от рек. Но вода всё – таки была – чистая родниковая вода Короткого колодезя. Для первых поселенцев села Афанасьево её вполне хватало.

Своё название село Афанасьево берёт от имени церкви, которая в 1620 году уже стояла в церкви Большая Короткая. В писцовой книге 1623 – 1630 гг. говорится: «Село Афанасьевское. В нём церкви святых отцов Афанасия и Кирилла» В церкви 4 двора: двор попа Ивана Иванова, двор дьяка Ивана Иванова, двор пономаря Никиты, двор просвирницы Устиньи Севастьяновой. При церкви нищие. Ещё одним важным источником, проясняющим название села и предоставляющим сведения о количестве дворов в селе, с точным составом населения по сословиям, является «вклад книги Рязанской митрополии». Они были составлены в 1676 году, по указу преосвященного Иосифа, митрополита Рязанского и Муромского на основании сказок (событий) приходского духовенства. В 1628 году Воронежский и Елецкий уезды были выделены из состава Рязанской митрополии и вошли в образовавшуюся Воронежскую епархию во главе с первым епископом Воронежским, Святителем Митрофаном. Окладные книги показывают положение в сёлах Воронежского и Елецкого уездов перед образованием Воронежской епархии, размер податей (окладных денег), выплачивающих каждой церковью в митрополичью казну Рязани в соответствии с числом дворов до 1676 года и в 1676 году.

В начале XX окладные книги хранились в библиотеке Рязанской духовной семинарии. В 1902 году с ними работали воронежские историко – краеведы. В альманахе «Воронежская старина» они издали ту часть окладных книг, которая содержит информацию о Воронежском и Елецком уездах. Тем самым они спасли эти материалы для потомков, так как подлинники исчезли в бурные революционные годы, когда началось преследование церкви и верующих.

Так что же говорится в том документе о селе Афанасьево. «Церковь иже во святых отца нашего Афанасия Великого в селе Коротком. У тое церкви двор вдовой попадьи. Церковные земли двадцать четвертей. Сенного покоса и рыбных ловлей нет.

Да в приходе к той церкви двадцать пять дворов детей боярских, девятнадцать дворов крестьянских, пять дворов бобыльских. И всего пятьдесят один двор.

А прежние дани было с тое церкви два рубля тринадцать алтын две деньги. И по сказки за рукою тое церкви дьячка Андрея по новому окладу против прежнего убыло тридцать алтын и одна деньга. И всей дани рубль шестнадцать алтын и три деньги.

Афанасьевский дьячок Андрушка руку приложил. »

Тот факт, что в названии церкви исчезло имя Кирилла – не удивляет. Сделано это для краткости. Имя «отца нашего Афанасия Великого », ставшее названием села, было главным для афанасьевцев не только в XVII веке. Происхождение названия села от церкви – закономерное явление. Сколько сёл с названиями Успенское, Преображенское, Троицкое, Архангельское, Никольское, Пятницкое появилось в нашем крае в XVII – XVIII веках только потому, что там стояли церкви Успения Пресвятой Богородицы, преображения Господия, Святой троицы, Архангела Михаила, Николая Чудотворца, Святой мученицы Прасковии, наречённой Пятницей.

В 1834 году в селе Афанасьево был построен новый кирпичный храм Святой Троицы. Возводили его на средства прихожан, напротив старой деревянной церкви, по другую сторону ручья Короткий колодезь.

Старое же название церкви осталось в названии села и названии левого предельного престола храма. Остался и старый престольный праздник – день Святого Афанасия, который афанасьевцы, как и в старые времена, отмечают 15 мая.

Кем же были первые поселенцы села Афанасьево? Данные писцовой книги 1628 – 1630 гг., окладных книг Рязанской митрополии за 1676 год, другие документы, позволяют определить сословный состав поселения Елецкого уезда в XVII веке. Почти полвека отделяет появление окладных книг от Писцовой книги 1628 – 1630 гг. За это время мало что изменилось в составе населения уезда и села Афанасьево. Дети боярские по – прежнему составляют большинство населения уезда. Этот факт удивляет и ставит множество вопросов. Один из них: «Кто же тогда работает на земле этих мелкопоместных дворян?»

Ведь дети боярские – служилые люди по отечеству, помещики, которые согласно «Отдельной книги земель елецким служилым людям» получили от 100 до 200 четвертей земли. А 200 четвертей – это 100 десятин или более 100 гектаров. И за таким хозяйством по писцовой книге 1628 – 1630 гг. числиться только 1 – 2 крестьянских двора, а чаще всего – ни одного. В 1676 году почти ничего не изменилось. В селе Афанасьево на 25 дворов детей боярских приходилось 19 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских (обедневшие безлошадные крестьяне). А в селе Подворгольском на 22 двора детей боярских приходилось только 5 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских. Важинский В. М. так объясняет сложившуюся ситуацию: « Край только начинал заселяться и этим объясняется своеобразие его служилого землевладения.

Обычное поместье состояло из усадьбы (двора) и 1 – 2 крестьянских дворов. В числе «помещиков» преобладали мелкопоместные «дети боярские», многие из которых не имели крестьян, вынуждены были вести трудовое хозяйство и постепенно превращались в однодворцев… ».

Большое количество детей боярских на юге России это часть политики правительства по охране южных рубежей России. При Петре I, с введением рекрутских наборов , дети боярские (как и стрелецкое войско) перестали играть значимую роль в обороноспособности страны. «Указом Петра I 22 января 1719 года однодворцы были включены в разряд государственных крестьян и уравнены с ними в повинностях. » «После петровских реформ термин «однодворцы», понимавшийся в XVII веке буквально, в прямом смысле слова принимает социальное содержание и официально утверждается. С 1724 года прежние мелкие служилые люди юга России, имевшие формально «поместные земли», были включены число податных сословий и обложены подушной податью. » С этого времени их вполне можно характеризовать как государственных крестьян, хотя сами однодворцы пытались насколько возможно, сохранить традиционные исторические привилегии, своё отличие о крестьян».

Стоит отметить тот факт , что небольшая часть детей боярских устояла в сложных условиях XVII века и осталась дворянским сословием.

Одельной страницей истории любого села или деревни являются свои, характерные только для данной местности фамилии. Чаще всего корни этих фамилий уходят далеко в века – к отцам основателям населённого пункта. Фамилия Юрия Малявина, который получил поместье у Короткого колодезя (д. Козеево, Козеево тож) уже упоминалась в нашем исследовании. Интересна судьба этого человека. В документах о строительстве Ельца сохранилась челобитная Ю. Д. Малявина царю Фёдору Ивановичу, датированная январём 1593 года.

«Царю, государю, великому князю Фёдору Ивановичу всея Руси бьёт челом холоп твой, государев с Ельца Юшко Данилов сын Малявин. Жалоба, государь, мне на новосильца, на сына боярского, на Саву на Филиппова сыны Фролова в том: отец мой служил тебе, государю, изо Мценска, а твоё царское жалованье поместьецо за отцом за моим было во Мценску у Черни на Зуше. И отца, государь, моего убили татарове, как приходили ко Мценску Юрьев день вешней тому девятый год и поместьецо, государь, выжгли и вывоевали, и людей и крестьян в полон поимяли, а я, государь, остался после отца своего с матушкою, и смел, государь, в Новосильский уезд и нанял, государь, на пристани дворишко у тово у Савы Фролова на три года и служил твою государеву службу с Новосили с приезду… »

Из этого документа видно, что сын дворянина Ю. Малявина попал в кабалу к помещику Фролову. Узнав о проводимом наборе в Елецкую крепость, он поспешил записаться в елецкие дети боярские. В конце челобитной Ю. Малявин пишет, что «Сава без меня матушку мою держит, сковав в *****… Милостивый государь, царь, покажи милость… и вели матушку мою отдать, вывести ко мне, холопу твоему, на Елец со всеми животишками Царь, государь, смилуйся.».

В конце января 1593 года в Елец приходит грамота царя на имя головы города Ивана Никитича Мясного: «…И будет так, как к нам Юшко Малявин бил челом, и как к тебе наша грамота придёт, и ты б Юшко мать Малявина из – за новосильца, из – за Савы из – за Филиппова сына Фролова со всеми её животы велел вывезти на Елец и отдал Юшке Малявину, чтоб он нам вперёд о том не бил челом. А будет Сава матери его и животов не отдаст, и мы на нём Юшковы животы велим доправити вдвое…» Скорее всего, Савва Фролов не посмел нарушить волю царя и, чтобы не платить имуществом «вдвое», отпустил мать Ю. Малявина «со всеми её животы» в Елец к сыну. В начале XVII века Русское государство вступило в смутное время. Мы не знаем, как сложилась судьба Юрия Малявина в этот трудный для страны период. Но точно известно, что в 1646 году, в падельцем его поместья в деревни Короткое, Козеево тож был его сын Малявин Осип Юрьевич.

Писцовая книга 1628 – 1630 гг. содержит большой материал о селе Афанасьево и деревнях, составляющих приход села. Больше шестидесяти листов, написанных скорописью, рассказывают о населенных пунктах, составе населения, земельных наделах и их владельцах.

Перечень населённых пунктов в Писцовой книге идёт с запада на восток (по трассе Орёл – Елец, в сторону Ельца):

  1. Деревня Денисово
  2. Деревня Крутой Верх, Бараново тож
  3. Деревня Шатова Слободка
  4. Деревня Верхняя Короткая под Радушкиным лесом
  5. Деревня Средняя Короткая
  6. Село Афанасьевское
  7. Деревня Становая, Талыково тож
  8. Деревня Короткая, Козеево тож

В XVII веке эти населённые пункты (за исключением Денисово и Бараново) соединяла новосильская дорога. По мнению Тронина Н. А. и Новосильцева А. В. старая новосильская дорога, согласно «Писцовой и мяжевой книге» 1639 года в целом «соответствует в настоящее время автомобильному шоссе Елец – Орёл» В настоящее время только деревни Денисово, Бараново и Козеево стоят особняком от села Афанасьево. Границы между остальными деревнями полностью стёрлись и только старожилы села могут с уверенностью сказать, где заканчивается одна деревня и начинается другая. Никто не помнит о том, что Козеево, когда то было Коротким. Название Большая Короткая ушло в XVII веке. Осталось Село Афанасьево. Деревни Средняя Короткая и Верхняя Короткая исчезли из официальной документации сельского совета около 40 лет назад. В народе же Верхнее Короткое всегда называли - Левыкино, Среднее Короткое – Шамрино, Большое Короткое – Малютино. Почему? Ответ на этот вопрос знают все афанасьевцы. Потому что с незапамятных времён на Левыкино живут Левыкины, на Шамрино – Шамрины, на Малютино – Малютины. Скорее всего, Большую Короткую называли Малютиной уже в начале XVII века, когда здесь получил 100 десятин земли Малютин Степан Степанович, упоминаемый в документах о строительстве Ельца. По писцовой книге 1628 – 1639 гг. он владел поместьем в селе Афанасьево (ранее Верхняя Короткая) На земле проживало три бобыля. Первым поселенцем деревни Средняя Короткая стал Шамрин Степан Алексеевич (по десятне 1622 года погибший на службе. Поместье перешло к его сыну Шамрину Василию Степановичу. По писцовой книге 1628 -1630 гг. (Л. 1434) он владел поместьем в 100 десятин в деревне Средняя Короткая, на земле проживало 5 крестьян. Первым поселенцем деревни Верхняя Короткая стал Левыкин Исай Степанович, упоминаемый в притяжной книге 1618 года как владелец поместья в этой деревне. По писцовой книге 1628 – 1630 гг. имел поместье в 60 четвертей в Верхней Короткой.

Среди детей боярских, получивших в конце XVI – начале XVII века поместья в селе Афанасьево есть и другие, « афанасьевские фамилии ». Это Горшков Василий Григорьевич (деревня Средняя Короткая), Шеин Федот Акимович и Дорохин Пятой Андреевич (деревня Шатова Слободка), Скуридин Иван Дмитриевич (деревня Становая, Талыково тож), Пашков Захар Иванович (деревня Денисово), братья Воронаевы – Кирей Степанович и Куприян Степанович (деревня Крутой верх на Ясенецкой плоте, Бараново тож) и др.

История населённых пунктов сельского поселения Афанасьевский сельсовет.

У каждого населённого пункта своя история и своё лицо. Даже в названиях есть что-то таинственное и завораживающее. Везде можно встретить хранителя преданий местной старины, который легенду смешает с привнесёнными в неё книжными фактами.

Так, в с. Асламово Измалковского района сохраняется легенда о находившемся здесь когда-то татарском купце Асламе.

В одном из краеведческих изданий дореволюционного периода говорится: « По сказаниям старожилов и церковной летописи, название своё село получило от его основателя, неизвестного по имени купца-татарина ( Аслам - татарское - купец)». Если это свидетельство справедливо, то первое заселение местности Асламово нужно относить к татарскому периоду, а именно к XV или к началу XVI столетия. В пользу такого соображения говорит отчасти и другое предание, что около села в былое время пролегала какая-то большая татарская дорога, и якобы имеется курган, недалеко от села, где похоронен купец-татарин. Из документальных источников известно, что это село уже было в 1620 г., имело тогда Покровскую церковь и входило в Воргольский стан.

Бараново – деревня Измалковского района Афанасьевского сельсовета. Известно по документам 1620 г.. Название по фамилии Баранов.

Власово - село Измалковского района Афанасьевского сельсовета. Сельцо Власово, 43 двора, упоминается в документах 1778 г. Название произошло от первоселенцев Власовых.

( ЭПЕлУ) – Энциклопедические примечания Елецкого уезда 1778. Хранятся в центральном государственном архиве древних актов в г. Москве.

Денисово – деревня Измалковского района Афанасьевского сельсовета. Известно со второй половины XVIII века. Название – по фамилии Денисов.

О д. Бугрянка и д. Галинка не упоминается.

Казеево- деревня Измалковского района Афанасьевского сельсовета.

Упоминается в грамотах 1620 г.. Есть свидетельство 1638 г., из которого видно, что тогда группа крепостных крестьян д. Казеевой ( Казыевой) Елецкого уезда убежала в Чернавский городок под г. Тамбов и записалось в стрельцы. Название – по фамилии Казеев или Казыев

( Загоровский, ФИЗКУ, 100). Формирование и заселение Данковского уезда в XVII в.. Из истории воронежского края 1975.

Мезиново - деревня Измалковского района Афанасьевского сельсовета.

Название от первых поселенцев Мезиновых.

Редькино - деревня Измалковского района Афанасьевского сельсовета.

Известно со второй половины XVIII в. Название – по владельцам Редькиным.

Ясенок - деревня Измалковского района Афанасьевского сельсовета, отмечается в документах последней четверти XVIII в., а посёлок значительно раньше. Название – по местоположению на р. Ясенок. Имя речки – по растению ясень.

Дата изменения: 30.11.2017 11:40